Экономика

Законопроект о внешнем управлении зарубежными компаниями доработают ко второму чтению

Обсуждается KPI при работе таких организаций и мораторий на выход иностранцев из уставного капитала Максим Иванов Екатерина Гробман

Законопроект о внешнем управлении зарубежными компаниями доработают ко второму чтению

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин встретился с депутатами «Единой России» в Госдуме и в числе прочего договорился доработать законопроект о внешнем управлении активами ушедших из России иностранных компаний. Какие именно корректировки могут быть внесены, не сообщается. Ранее РБК писал, что в текущей версии законопроекта бизнес увидел ряд рисков злоупотреблений, а также угрозы для делового климата.

РСПП предлагает, следует из письма Шохина в Минэкономразвития, сделать не такими обширными полномочия внешней администрации. В частности, ограничить ее в праве запрашивать сведения служебной, коммерческой или банковской тайны организации и ее контрагентов, лишить лиц, назначенных в качестве внешней администрации, права участвовать в торгах по продаже акций подконтрольной организации, наделить внешнюю администрацию полной ответственностью за ее действия. 

Для поддержания делового климата бизнес считает необходимым исключить основания для введения внешней администрации, связанные с объективными экономическими причинами и подозрением о прекращении деятельности, а также дать возможность российским акционерам компании исполнять функции внешней администрации. В текущей редакции законопроекта не предусмотрена возможность назначения остающихся российских акционеров в качестве внешней администрации, хотя они лучше всего осведомлены о состоянии дел в компании и могут максимально быстро приступить к операционному управлению, подчеркивается в письме РСПП. 

Рисков, на которые указывает и РСПП, можно избежать, если внести в законопроект также норму о моратории на выход иностранцев из уставного капитала российских активов, говорит экономист Никита Кричевский. По его словам, иностранные компании не хотят уходить из российских проектов: «Потому что это вложенные деньги, это прибыль, это дивиденды». 

Крупные глобальные компании действительно регулярно отчитываются о потерях в связи с уходом из России. BP зафиксировала потери в размере $25,5 млрд, Shell – $4,2 млрд, Renault Group – 2,2 млрд евро, банк Societe General – 3,1 млрд евро, UniCredit – 1,3 млрд евро, JPMorgan Chase – около $1 млрд и т.д. Компенсация потерь иностранным компаниям должна осуществляться за счет средств их национальных государств, считает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. И в Великобритании, и в США действуют специализированные правительственные организации, в задачи которых входит защита национальных инвесторов и страхование политических рисков национальных компаний, говорит эксперт: это правительственный департамент Экспортного финансирования Великобритании (UK Export Finance, UKEF) и Корпорация по финансированию международного развития США (US International Development Corporation (DFC).

«Многие [иностранные] компании хотели бы продолжить работу в России, но на них оказывается очень сильное давление со стороны их правительств, и поэтому они бы смогли апеллировать к тому, что само российское законодательство запрещает им выходить из капитала предприятий», – согласен доцент Финансового университета при правительстве России Валерий Андрианов. По его словам, меры в виде моратория на выход инвесторов из проектов уже вводятся на региональном уровне. «И такая практика могла бы быть использована и на федеральном уровне», – отмечает эксперт.

К примеру, 17 мая комитет по экономике заксобрания Нижегородской области одобрил инициативу губернатора региона Глеба Никитина о введении до конца 2022 г. моратория на расторжение соглашений областного правительства с инвесторами. «Расторжение соглашений и выставление требований к инвестору или дополнительное соглашение с корректировками проекта в нестабильной экономической ситуации не отвечает задачам поддержки бизнеса», – заявил депутатам министр экономразвития и инвестиций Денис Исмагилов, писал «Коммерсантъ». 

По региональному законодательству правительство области контролирует исполнение инвестиционных обязательств. При их неисполнении принимается решение о  заключении о расторжении инвестсоглашения, но это не отвечает задачам поддержки бизнеса в текущих условиях, сказано в сообщении на сайте регионального заксобрания. Сейчас сложно заключать и допсоглашения с инвесторами, поскольку это предусматривает разработку нового бизнес-плана проекта, а «прогнозировать основные макроэкономические показатели (курс доллара, инфляция, ставка по кредитам) не представляется возможным». 

При введении моратория может сохраниться и возможность начисления дивидендов, рассуждает Андрианов. По его словам, в связи с невозможностью вывода денег за рубеж дивиденды могут накапливаться на специализированных счетах в российских банках, и в дальнейшем направляться на развитие предприятий, акционерами которых являются иностранные компании.

«Но мы должны дать иностранцам выбор – для них это важно, это закон рынка, – считает Кричевский. – Иностранный инвестор может либо придерживаться моратория, либо продать свою долю, но за символическую цену в 1 руб. российскому партнеру». «Это выход, который позволил бы иностранным компаниям сохранить лицо», – подчеркивает экономист. К примеру, Renault передает 68% «АвтоВАЗа» Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) за 1 руб. с возможностью обратного выкупа. 

Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов («Единая Россия») полагает, что такие меры, как введение моратория «возможны в общей канве событий» – вслед за появлением института внешнего управления и отчуждения активов. Подобные решения, считает он, могут приниматься «с учетом [внешнего] воздействия на российскую экономику». Такие меры, полагает Кирьянов, могут быть предложены как рамочные по аналогии с решениями о введении внешнего управления – в каждом конкретном случае при угрозе национальным интересам России, безопасности, потере рабочих мест граждан. «Перечень оснований может быть широкий, и требуется обсуждение каждого случая», – добавил он.

Как появился законопроект

Сразу после введения антироссийских санкций на разных площадках обсуждались идеи удержания иностранного бизнеса в России и сохранения рабочих мест. 4 марта первый вице-премьер Андрей Белоусов описал варианты продолжения работы иностранного бизнеса в стране. Первый – компания «продолжает полноценную работу в России, обеспечивая в полном объеме поставку сырья, материалов, комплектующих, необходимых для производственного процесса». Второй – просто передача долей и прав в российском юрлице российским партнерам. Третий – вариант «ускоренного банкротства» – это ситуация, в которой компания ликвидирует бизнес через сокращение сотрудников и продажу активов. Последняя идея, вероятно, подразумевала фактически возможность введения внешнего управления.

Уже 7 марта чуть более радикально на этот счет высказался первый зампредседателя Совета Федерации, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак. «Такие действия западных компаний [по приостановке работы в РФ] не что иное, как предумышленное банкротство», – сообщил он, предложив от имени партии национализировать компании, «которые объявляют о своем выходе [из России] и закрытии производств».

В итоге законопроект внесла 12 апреля в Госдуму группа депутатов от «Единой России». Он предполагает, что решение о введении внешнего управления будет принимать межведомственная комиссия (МВК) при Минэкономразвития, обращаться в нее с соответствующими инициативами смогут министерства или главы регионов. Иск по решению комиссии будет подавать ФАС в Арбитражный суд Москвы, который сможет блокировать активы компании, чтобы не допустить их вывода за рубеж. По умолчанию функции внешней администрации будет выполнять ВЭБ.РФ, но МВК сможет назначить на эту роль и другую структуру. 

Законопроект предусматривает два способа работы внешней администрации: передача российской структуре в доверительное управление пакета акций иностранцев на 18 месяцев (с возможностью продления) или исполнение внешней администрацией обязанностей гендиректора компании в те же сроки. При этом собственники (более 50% акций) смогут в любой момент обратиться в МВК с заявлением о возобновлении деятельности, а также о продаже акций. 

В отношении организации может быть проведено замещение активов путем реорганизации в форме выделения. Акции созданного общества могут продавать на торгах по закону о банкротстве. Организация, выполнявшая функции внешней администрации, имеет преимущественное право приобретения акций. Если покупателя нет, то акции приобретаются государством по минимальной цене. Покупатель акций должен обеспечить сохранение двух третей рабочих мест. 

Источник «Ведомостей» в аппарате Госдумы обращает внимание на то, что к законопроекту были представлены критические заключения, в том числе от правового управления нижней палаты и от комитета по финансовому рынку, который в данном случае выступает соисполнителем по инициативе. К примеру, комитет указал, что нужно включить в сам закон нормы, регулирующие процедуры контроля за KPI организаций в период внешнего управления, которые позволят избежать рисков использования внешним управляющим административного ресурса. 

Более того, 16 мая правительство в своем отзыве, как писали «Ведомости» со ссылкой на источники, рекомендовало скорректировать законопроект. В частности, как говорил федеральный чиновник, Белый дом предложил расширить перечень организаций, в которых может быть введено внешнее управление, за счет производителей продукции, «применяемой при производстве вооружения, военной, специальной техники», и производителей продукции, применяемой при реализации «проектов в топливно-энергетическом комплексе России».

«С учетом дискуссии вокруг инициативы, вероятно, торопиться с принятием [законопроекта] не будут, и в весеннюю сессию пройдет максимум первое чтение», – полагает собеседник в аппарате Госдумы. Обсуждение идет в комитетах, а первое чтение может пройти на следующей неделе, сказал соавтор инициативы Олег Матвейчев. Ко второму чтению законопроект, безусловно, будет дорабатываться, отмечает федеральный чиновник. Прежде всего в таких случаях учитываются официальные предложения Белого дома. Насколько глубокой будет доработка на этот раз, пока предсказывать рано, отметил он.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»