Экономика

Россия захотела продать долги других стран

В 2023 году правительство России получит право принимать решения по уступке прав требования к иностранным государствам по их долгам, следует из материалов к проекту бюджета. Эти долги могут быть выкуплены неподсанкционными лицами


                    Россия захотела продать долги других стран

В условиях введенных санкций со стороны США и ЕС, которые ограничили межгосударственные расчеты России с зарубежными странами в долларах и евро, в федеральном бюджете планируется закрепить новый механизм, потенциально позволяющий обеспечить поступления по долгам иностранных государств. Об этом говорится в материалах к проекту бюджета, которые изучил РБК. Предполагается, что долги иностранных государств или юридических лиц перед Россией, которые стало затруднительно обслуживать из-за санкций, могут быть переуступлены Москвой структурам, работающим в странах-должниках.

В бюджет предложено добавить такой пункт. «Правительство в 2023 году вправе заключать соглашения об уступке прав требования по внешним долговым требованиям Российской Федерации к иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам».

Уступка прав требований может быть произведена в пользу юридических лиц, ведущих деятельность на территории страны-должника и не подпавших под санкции, следует из материалов. Такое нововведение позволит правительству принимать оперативные решения с целью обеспечения поступлений в федеральный бюджет задолженности иностранных государств перед Россией, отмечается в документах. Остальные детали инициативы закрыты. Из описания механизма следует, что если Россия договорится с кем-то о продаже двусторонних долгов, расчеты должны будут вестись не в долларах, а в валютах, которым не грозит блокировка из-за санкций.

В марте российский бюджет ждал от иностранных заемщиков погашения двусторонних долгов на сумму 138,5 млрд руб. в 2022 году, следовало из данных Казначейства (затем эта информация перестала публиковаться).

По итогам 2022 года проценты по государственным кредитам, предоставленным Россией правительствам иностранных государств и их юридическим лицам, сократятся более чем в пять раз по сравнению с предыдущим годом. Согласно сопроводительным материалам к проекту бюджета, они составят 9,7 млрд руб., хотя в 2021 году достигали 52,1 млрд. Впрочем, уже в 2023 году власти рассчитывают на рост поступлений таких процентов до 40,3 млрд руб.

В феврале 2022 года Минфин США запретил осуществлять операции с российскими Центробанком, Минфином и Фондом национального благосостояния (ФНБ). Аналогичную меру по ограничению транзакций с Банком России оформил Евросоюз, а также де-факто запретил операции с евро российскому правительству. ВЭБ.РФ, который всегда выступал агентом по таким платежам в адрес России от иностранных государств, также попал под санкции.

В 2021 году Россия выдала межправительственных экспортных и финансовых кредитов на сумму 318,8 млрд руб., а по итогам первого квартала 2022 года— на 110,1 млрд. При этом большая часть суммы, выданной в первом квартале, пришлась на март— тогда Россия предоставила кредитов на 82 млрд руб., сообщал РБК. Позднее статистику выдач закрыли.

При экспортных кредитах заемщик не получает «живых» денег— они идут на оплату товаров, работ, услуг.

На 1 января 2022 года задолженность нерезидентов перед российскими органами государственного управления равнялась $49 млрд, из которых $40 млрд приходилось на долги в долларах США, показывает статистика Банка России.

Как следует из последних доступных данных Всемирного банка (отсутствует информация по ряду стран), по состоянию на конец 2020 года иностранные государства были должны России $26 млрд. Крупнейшими дебиторами по двусторонним госкредитам были Белоруссия ($8,3 млрд), Бангладеш ($3,3 млрд), Венесуэла ($3,1 млрд), Индия ($3 млрд), Йемен ($1,1 млрд).

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»