Бизнес

Минпромторг разработал новую стратегию развития автопрома

Она предполагает инвестиции в 2,7 трлн рублей в автокомпоненты и НИОКР

Минпромторг разработал новую стратегию развития автопрома

Минпромторг подготовил проект распоряжения правительства, утверждающий новую стратегию развития автопрома до 2035 г.

Минпромторг подготовил проект распоряжения правительства, утверждающий новую стратегию развития автопрома до 2035 г. «Ведомости» ознакомились с документом, подлинность подтвердил представитель ведомства. Он уточнил, что над стратегией «также работали национальные автопроизводители и ФГУП НАМИ». «После опубликования документ будет доработан с учетом мнения заинтересованных сторон», – добавил собеседник.

Новую отраслевую стратегию с учетом сегодняшних реалий поручил разработать до 1 сентября президент Владимир Путин по итогам июньской встречи с представителями автобизнеса на Петербургском международном экономическом форуме. Но участники отрасли и ранее отмечали, что нужен новый план развития автопрома. Так, уже в середине марта о том, что текущая стратегия развития автопрома до 2025 г., принятая еще в 2018 г., потеряла актуальность, говорила ассоциация «Российские автодилеры».

Автосуверенитет на 80%

Основные цели новой стратегии – удовлетворение потребностей российского рынка в локализованных не менее чем на 80% машинах и обеспечение технологического суверенитета отечественного автопрома, следует из документа Минпромторга.

С начала СВО на Украине иностранные автоконцерны приостановили отгрузки машин в Россию. Позднее локализованные зарубежные игроки были вынуждены приостановить сборку в России из-за дефицита компонентов, который образовался на фоне разрушения логистических цепочек. Сейчас помимо национальных автопроизводителей продолжают сборку машин в России китайская Haval и «Автотор». По данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в России в первом полугодии упал в 2,6 раза до 281 000 шт.

Основные задачи новой стратегии – стимулирование производства и спроса за счет господдержки, создание автокомпонентных производств, преимущественно в области силовых агрегатов и систем активной и пассивной безопасности. На это потребуется 500–600 млрд руб. до 2035 г. и еще столько же – на поддержку экспорта, сказано в документе. Для сравнения: общий объем господдержки автопрома за прошедшие пять лет составил 387 млрд руб. В основном это были средства на программы льготного автокредитования и лизинга, субсидии для производителей на развитие газомоторного и электрического транспорта, на закупку различных видов техники за счет средств бюджета.

В производственных приоритетах стратегии – организация выпуска малых дизельных двигателей, автоматических коробок передач, антиблокировочных систем тормозов (ABS), подушек безопасности. При конкурентоспособности российских технологий они должны быть в абсолютном приоритете у производителей автомобилей, настаивают авторы стратегии.

Запчасти из соседнего цеха

Чтобы российские компоненты появились и стали конкурентоспособными по сравнению с зарубежными аналогами, необходимо вложить в общей сложности 2,7 трлн руб. в 2023–2035 гг. в научно-исследовательские и опытно конструкторские работы (НИОКР), а также в организацию производства автокомпонентов, следует из документа. Основная инвестиционная нагрузка ляжет на бизнес, но будет оказана и господдержка за счет различных финансовых и регуляторных мер.

По оценке авторов стратегии, предприятия автопрома в России в 2016–2021 гг. в среднем вкладывали в НИОКР 0,2–0,5% выручки в год. Теперь стоит задача увеличить этот показатель до 3–4% годового оборота. «Поддержка НИОКР в автомобилестроении и производстве автокомпонентов осуществлялась в рамках общеотраслевых инструментов, не превышая 1,5–2 млрд руб. в год. Принимая во внимание недостаточный уровень затрат на НИОКР, настоящая стратегия предусматривает существенный рост их финансирования», – говорится в документе.

При запланированном объеме вложений в производство автокомпонентов на 2022 г. в размере 24 млрд руб. к середине срока реализации стратегии (2028–2029 гг.) этот показатель должен составить уже 148–151 млрд руб. в год, а к 2035 г. – 190 млрд. Инвестиции в НИОКР по автокомпонентам должны расти с 10 млрд руб. в 2022 г. до 82 млрд руб. в 2035 г. Авторы стратегии допускают, что из-за прекращения взаимодействия российских предприятий с иностранными инжиниринговыми компаниями в 2022 г. реализация НИОКР «будет сопряжена с большими затратами» и более длительными сроками на разработки.

Представитель Минпромторга уточнил «Ведомостям», что в 2015-2021 гг. в отрасль было инвестировано 481 млрд руб., примерно 10-15% от этого – в НИОКР.

В стратегии обозначена необходимость регулирования допуска иностранных компаний на российский рынок. Привлечение с середины 2000-х гг. иностранных автоконцернов при условии самостоятельного развития поставщиков компонентов привело к тому, что в стране было создано избыточное количество конкурирующих между сбой автосборочных производств, указывается в документе. Это снизило привлекательность рынка для инвестиций производителей компонентов, субкомпонентов и материалов из-за фрагментации и низкого объема выпуска для большинства платформ.

По оценке авторов стратегии, в 2021 г. общий объем производственных мощностей в России составил 2,95 млн автомобилей. Уровень загрузки по сборке легковых и легких коммерческих (LCV) транспортных средств – 60%. Это в целом соответствует рынку: по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых машин и LCV в 2021 г. составили 1,67 млн автомобилей (+4,3%).

Прогнозы на 2022 и 2023 гг. в стратегии выглядят крайне осторожными. Предполагается, что в 2022 г. в России будет продано всего 800 000 автомобилей всех типов, 600 000 из них – легковые, а 40% от общего объема продаж придется на импорт. Постепенно доля импорта будет снижаться, а производство – расти. Авторы документа ожидают, что рынок сможет превзойти показатели 2021 г. лишь в 2026–2027 гг., когда предположительно удастся выйти на продажи 1,75–1,76 млн автомобилей при производстве около 1,3–1,4 млн машин в России.

В дальнейшем отрасль также ждет медленное увеличение показателей производства и потребления: в 2035 г. предполагается выпустить 2,1 млн транспортных средств, 1,9 млн из которых будут проданы на внутреннем рынке.

По китайским рецептам

У автопроизводителей есть понимание конфигурации будущей компонентной отрасли и ее приоритетов, сказал «Ведомостям» представитель группы ГАЗ. По его словам, компания еще в 2020 г. проработала собственные проекты локализации по критически значимым группам компонентов, ключевой из них – легкий дизельный двигатель для коммерческого транспорта.

«У нас проработаны бизнес-планы, перечень проектов подан в Минпромторг. ГАЗ полностью готов организовать их выпуск на своих мощностях», – сказал представитель концерна. Он считает, что нужно запускать отраслевую компонентную программу как можно быстрее и важно, чтобы она была не только прописана в стратегии, но и чтобы на ее поддержку были обеспечены бюджетные средства на ближайшие три года.

«АвтоВАЗ» планирует обратиться в Минпромторг после принятия обновленной стратегии развития автопрома для внесения изменений в свой специнвестконтракт (СПИК), сказал «Ведомостям» в июле президент компании Максим Соколов. По его словам, СПИК был заключен при предыдущем акционере «АвтоВАЗа» [Renault] и в текущих условиях частично перестал быть актуальным. Соколов также говорил, что в общую стратегию отрасли войдет и стратегия «АвтоВАЗа».

«Ведомости» направили запросы другим российским национальным автопроизводителям.

По словам руководителя проектов SBS-Consulting Дмитрия Бабанского, последние 15 лет отечественный автопром развивался в рамках модели глобализации и встраивания в международные цепочки поставок, а теперь, вероятно, будет переход к концепции технологического суверенитета. «В этом контексте 2,7 трлн руб., или примерно по 200 млрд руб. в год, – адекватная сумма, учитывая включение в нее инвестиций в НИОКР и создание компонентных производств», – считает эксперт.

Если стратегия будет реализована, государство сможет стать полноправным участником отраслей производства автомобилей и компонентов, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, это очень похоже на современный опыт Китая и целесообразно с точки зрения технологической безопасности и увеличения локализации.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»